В большинстве случаев ABC анализ товаров основан на обороте за предыдущие двенадцать месяцев. Но можно проводить и каждую неделю. Это будет актуально, например, если у вас небольшой магазин или кофейня. И точно будет просто необходим при разработке и пересмотре стратегии бизнеса для существующего рынка с целью оптимизации ценообразования, продаж и маркетинга в целом.
В ABC анализе существуют ограничения, которые преодолеваются путем внедрения XYZ-анализа. Можно сказать, что XYZ представляет собой вторичный анализ запасов, который позволяет применить критерий стабильности спроса.
Симбиоз этих двух анализов приводит к интегрированной модели ABC-XYZ для классификации и установления оптимального уровня запасов, являющегося одним из ключевых условий снижения затрат предприятия.
Это инструмент поможет вам правильно определить ценность продукта в представленном ассортименте, формируя на основе полученных данных объемы новых поставок. Вы всегда будете знать – что пользуется популярностью и почему, сколько тратите на закупку и какую в итоге получаете прибыль.
ABC-анализ — это метод категоризации запасов, который состоит в разделении товаров на три категории: A, B и C: A является наиболее ценным товаром, C — наименее ценным. Этот метод направлен на то, чтобы привлечь внимание менеджеров к критическим товарам (категории А), а не к незначительным (категории С).
Параметры классификации устанавливайте в зависимости от специфики и объема товаров, по умолчанию выставляют так:
- Категория А: 0-80% от накопленной стоимости потребления (в эту категорию попадают товары, которые суммарно принесли вам 80% выручки. По Парето там должно оказаться около 20% от всех товаров, но это не всегда так.
- Категория В: 80-95% и категория.
- Категория C: 95-100%.
Для анализа XYZ установлена следующая структура: рассматриваемый период времени устанавливаем таким же как и в АВС анализе, а потребление товаров агрегируется ежемесячно.
Критические значения коэффициента вариации, который является показателем стабильности потребления, может варьироваться в зависимости от специфики товаров и спроса и классифицируются следующим образом:
- Категория Х: коэффициент вариации < 0,5.
- Категория Y: коэффициент вариации от 0,5 до 1.
- Категория Z: коэффициент вариации > 1.
Звучит сложно, но по факту мы просто смотрим — сколько продаж отдельного товара было совершено каждый месяц в течение года. И сравниваем месяцы между собой, высчитывая стандартное отклонение и среднее, получая коэффициент вариации, который покажет, насколько стабилен спрос на тот или иной товар в течении года.
Получив эту метрику, делим товары по категориям и понимаем, например — какие позиции должны присутствовать в большом количестве, а какие лучше не держать на складе. То есть проще заказать товар, когда клиент купит его на сайте, чем тратить бюджет на хранение запасов.