5 элементов сарафанного маркетинга

Иногда случается так, что отличный сарафанный маркетинг работает практически без вашего участия, но это редкость. В большинстве случаев, нужно проделать немалую работу, чтобы о вас говорили. Важную роль играют основные элементы успешного сарафанного маркетинга и правильный план действий.

  • Ораторы – кто говорит о вас
  • Темы – о чем они говорят
  • Инструменты – как они распространяют информацию
  • Участие – как вам лучше вступить в общение
  • Отслеживание – быть в курсе, что говорят о вас
Рассмотрим подробнее каждый элемент…

Ораторы

Оратором может быть любой человек, который распространяет информацию о вас. Это ваши клиенты, друзья и знакомые. Это могут быть новые покупатели или ваши давние поклонники. Часто их называют «агенты влияния». Очевидный способ найти таких людей, это ввести в поиск название вашей компании или проанализировать полученные результаты. Но сейчас существуют сервисы, которые позволяют во многом автоматизировать эту работу. Например, IQBuzz или SemanticForce. Используя ресурсы, можно найти упоминания в интернете о вашей компании или продукте, разделенные по тональности. Также, с помощью отчетов из этих инструментов, можно найти ваших ораторов. Другие два способа предполагают общение с потребителями. Первый, это напрямую спросить являются ли они лидерами мнений. Второй, спросить к кому они прислушиваются при покупке товара, то есть, кто для них является лидером мнения. Автоматический поиск, это самый популярный способ из представленных, но он не дает 100% точность, поэтому рекомендуется использовать остальные параллельно с ним.

После того, как лидеры мнений определены, появляется необходимость их квалифицировать. Это позволит понять, как с ними работать и какую информацию им предоставлять.

Первым критерием станет количество социальных связей, которые имеет данный оратор. Иными словами, какое количество друзей и подписчиков он имеет в социальных сетях. Недостаток этого критерия состоит в том, что многие пользователи скрывают данные из своих аккаунтов, а это, в свою очередь, понижает точность измерений. Дополнительным источником информации может стать прямой опрос, о том, сколько по их мнению людей прислушиваются к их мнению. Но и это не позволяет полностью решить проблему, так как людям свойственно завышать значимость своего мнения. Тем не менее, используя эти два способа, можно оценить, какой потенциальный охват будет у сообщения данного оратора.

Ни для кого не секрет, что в интернете огромное множество оплаченных отзывов, которые не несут никакой полезной информации для потребителей. Второй критерий показывает уровень доверия и надежность к определенному лидеру мнений. Самый распространенный способ измерения данного критерия – это оценка других пользователей. Например, на сервисе Банки.ру существует понятие «народного рейтинга» у пользователя. На Яндекс Маркете присутствует функционал, который позволяет оценить, был ли полезен данный отзыв или нет. Зачастую, этих данных достаточно, чтобы определить степень надежности заданного источника. Кроме того, существует сложный анализ семантического, лексического и структурного аспекта у отзыва, для оценки его надежности.

Третий критерий — это коммуникативность оратора. Ключевой характеристикой любого лидера мнений, является умение общаться с потребителями. Очевидно, что оратор, который создает определенное количество ценных сообщений за период, намного ценнее чем тот, кто оставляет отзывы по большому случаю.

Используя эти критерии, можно разделять лидеров мнений на группы, выделять приоритетных ораторов и создавать для них разные сообщения, о которых далее пойдет речь.

Темы

Сарафанное радио не может работать без темы или посыла, которое оно смогло бы распространять. Ваша задача создать их. Это должны быть удобные для распространения и простые вещи. Не нужно усложнять. В первую очередь, донесите их до своих ораторов. Они ваши самые благодарные «рекламщики».

В идеале, любой посыл в электронном сарафанном маркетинге должен влиять на одно из следующих направлений: популярность/узнаваемость продукта, удовлетворение потребителей и горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта.

Популярность и узнаваемость продукта или компании связаны с количеством упоминаний о них в интернете. Всевозможные рейтинги и просто отзывы напрямую влияют на объем продаж. Позитивный фон повышает продажи, а негативный, соответственно, понижает.

Удовлетворение потребителей может быть достигнуто путем общения с ними и решения их проблем. Когда потенциальный покупатель видит, что компания помогает своим клиентам, это поднимает доверие к ней, и как результат, ему легче решиться на покупку.

Горизонтальная дифференциация продукта связана с оценочными характеристиками товара, например, расход топлива у автомобиля. Сообщения, посвященные таким характеристикам, могут распространять любые ораторы. Если же в теме обсуждается вертикальная дифференциация , например, комфорт или спортивность автомобиля, то в таком случае оратор должен быть соответствующий. Будет очень странно, если о молодежном автомобиле будет писать автор из другой возрастной категории. Для сообщений из этой смысловой группы, важно подбирать правильного оратора.

После того, как вы определитесь с ораторами и темами, встанет вопрос о том, какие инструменты использовать, чтобы стимулировать общение.

Инструменты

За очень небольшой промежуток времени, социальные сети стали чуть ли не основным инструментом распространения информации. Используйте их в своей работе. Выкладывайте информацию в свои аккаунты и группы. Дайте возможность людям скопировать себе интересные новости и поделиться затем с друзьями.

Несмотря на то, что форумы потеряли лидирующие позиции у пользователей, они все еще остаются для них ценным источником информации. Очень часто, самые уважаемые и надежные ораторы находятся именно там. Используйте их в своей стратегии.

Журналы известных блогеров, также могут стать инструментом повышения узнаваемости бренда или товара. Но их нужно использовать очень аккуратно. Попросите их не скрывать, что пост оплачен. Если это всплывет позже, то может породить негатив у клиентов. В идеале, нужно чтобы блогер сам разместил информацию о вас.

Блог компании с полезным контентом, также может стать отличным инструментом распространения тем для обсуждения. Пользователи смогут делиться вашими сообщениями у себя в социальных сетях, таким образом, информация о вас будет распространяться дальше.

После того как вы определитесь с инструментами, основной задачей станет участие в общение, чтобы сделать его интересным и актуальным.

Участие

Многие компании с неохотой вступают в постоянное общение с покупателями. Кто-то считает, что расходы на такую деятельность не окупят себя. Некоторые просто боятся работать с негативом. На самом деле, они в корне ошибаются. Нужно общаться с людьми, отвечать на вопросы, следить и реагировать на комментарии в блоге, благодарить их. Участвуйте в диалоге, иначе он сойдет на нет. Обязательно работайте с отрицательным отзывами. Давно известно, что человек, чей негативный отзыв обработали и перевели в позитив, становится намного лояльнее к компании, чем обычный покупатель.

С помощью интернета общаться с пользователями стало намного проще. Основными площадками для контакта с покупателями стали социальные сети. Сейчас для компаний обязательно наличие официальных аккаунтов в социальных сетях, с помощью которых они могут общаться с клиентами напрямую. Такое общение воспринимается намного ближе и работает лучше, чем обезличенные письма.

Отслеживание

Сейчас уже не существует особых проблем с тем, чтобы находить любые упоминания о вашей компании в интернете и в течении нескольких секунд отвечать на них. Пользуйтесь такими инструментами. Это позволит вам держать руку на пульсе кампании по сарафанному маркетингу. Кроме того, это очень приятно любому человеку, когда компания отвечает на вопросы максимально быстро. Это большой плюс.

Отслеживание общения потребителей, может предоставить огромное количество информации о продукте или услуге компании. Ценность таких знаний очень сложно переоценить. Многие современные производители компьютерных игр, уже давно считают своей обязанностью отслеживать, что игрокам нравится в их продукте, а что нет. В большинстве случаев, мнение пользователей учитывается и внедряется в следующих версиях продукта.
Похожая статья:
Довольные клиенты — ваши лучшие друзья. Создавайте для них отличные продукты. Делайте сервис безупречным. Помогайте им решать их проблемы. Не жалейте своих сил, чтобы сделать своих клиентов счастливыми.