Оратором может быть любой человек, который распространяет информацию о вас. Это ваши клиенты, друзья и знакомые. Это могут быть новые покупатели или ваши давние поклонники. Часто их называют «агенты влияния». Очевидный способ найти таких людей, это ввести в поиск название вашей компании или проанализировать полученные результаты. Но сейчас существуют сервисы, которые позволяют во многом автоматизировать эту работу. Например, IQBuzz или SemanticForce. Используя ресурсы, можно найти упоминания в интернете о вашей компании или продукте, разделенные по тональности. Также, с помощью отчетов из этих инструментов, можно найти ваших ораторов. Другие два способа предполагают общение с потребителями. Первый, это напрямую спросить являются ли они лидерами мнений. Второй, спросить к кому они прислушиваются при покупке товара, то есть, кто для них является лидером мнения. Автоматический поиск, это самый популярный способ из представленных, но он не дает 100% точность, поэтому рекомендуется использовать остальные параллельно с ним.
После того, как лидеры мнений определены, появляется необходимость их квалифицировать. Это позволит понять, как с ними работать и какую информацию им предоставлять.
Первым критерием станет количество социальных связей, которые имеет данный оратор. Иными словами, какое количество друзей и подписчиков он имеет в социальных сетях. Недостаток этого критерия состоит в том, что многие пользователи скрывают данные из своих аккаунтов, а это, в свою очередь, понижает точность измерений. Дополнительным источником информации может стать прямой опрос, о том, сколько по их мнению людей прислушиваются к их мнению. Но и это не позволяет полностью решить проблему, так как людям свойственно завышать значимость своего мнения. Тем не менее, используя эти два способа, можно оценить, какой потенциальный охват будет у сообщения данного оратора.
Ни для кого не секрет, что в интернете огромное множество оплаченных отзывов, которые не несут никакой полезной информации для потребителей. Второй критерий показывает уровень доверия и надежность к определенному лидеру мнений. Самый распространенный способ измерения данного критерия – это оценка других пользователей. Например, на сервисе Банки.ру существует понятие «народного рейтинга» у пользователя. На Яндекс Маркете присутствует функционал, который позволяет оценить, был ли полезен данный отзыв или нет. Зачастую, этих данных достаточно, чтобы определить степень надежности заданного источника. Кроме того, существует сложный анализ семантического, лексического и структурного аспекта у отзыва, для оценки его надежности.
Третий критерий — это коммуникативность оратора. Ключевой характеристикой любого лидера мнений, является умение общаться с потребителями. Очевидно, что оратор, который создает определенное количество ценных сообщений за период, намного ценнее чем тот, кто оставляет отзывы по большому случаю.
Используя эти критерии, можно разделять лидеров мнений на группы, выделять приоритетных ораторов и создавать для них разные сообщения, о которых далее пойдет речь.