Пандемия и контекст в России — «Страх и ненависть» или что-то круче?

Пандемия идёт уже второй год. Помните, вначале мы думали, что это на пару недель, максимум — месяц? Сейчас абсолютно точно понятно, что мир никогда не будет прежним. Мы живём и работаем в новой реальности, а в интернет-маркетинге в топ вышли новые поведенческие факторы, новые сервисы, новые инструменты.

COVID-19 затронул, без сомнения, всех жителей страны, все сферы бизнеса, особенно среднего и малого. Это не могло не отразиться и на продвижении товаров и услуг. Спойлер: мы живём в эре деливери!

Удалёнка во всём

Когда одна за одной стали закрываться оффлайн-точки, у всех был шок. Самый сильный удар пришёлся на сферы, которые не могут существовать в онлайне, — туризм и услуги. Зато у интернет-магазинов начался взрывной рост продаж. Ниже представлен график количества, на котором виден аномальный рост онлайн-заказов в интернет-магазине обуви, у которого закрылись все офлайн-точки.
В частности, на удалёнке многим для работы понадобились ноутбуки и компьютеры. Как видно из графика, c началом пандемии наблюдался резкий взлёт продаж, и далее не было типичного сезонного спада. В марте 2020 года спрос взлетел на 35 % и в дальнейшем показывал лавинообразные скачки роста в мае и июле. Ситуация не является типичной для весны и лета.
На «удалёнку» перешли магазины и офисные работники. Одни доставляли всё домой, стремясь спасти бизнес, — другие заказывали всё на дом, соблюдая карантин. Доставка стала нужна абсолютно всем, трафик сайтов вырос в разы. Наступила эра деливери: СберМаркет, Самокат, Delivery Club, Около, Яндекс Маркет за год сильно выросли.

С наступлением лета в 2020-м, когда традиционно доставка и трафик сайтов сильно проседали, заметно вырос спрос на сегмент строительства и товаров для дома и дачи, так как многие поехали жить и при возможности работать за город.

Спрос на доставку курьерскими службами стабильно поддерживался и со стороны самих предпринимателей. На графике вы можете увидеть, как взлетели показатели показов по фразе «доставка».
Трафик на сайт по фразе «доставка» в 2020 году не упал в апреле, а в мае вырос на 20 %, в традиционно «низкий» сезон.

Что случилось с контекстом?

В пандемию остались в выигрыше и те, кто смог быстро сконцентрироваться на интернет-продажах и увести трафик к себе.
Кратно выросли продажи на маркетплейсах. В связи с тем, что каждый крупный магазин захотел иметь доставку на дом, доля медийных расходов увеличилась в разы. Клиенты стали работать удалённо, и глобальной целью сейчас является цифровизация всего. По наблюдению Биплана:

  • в интернет-маркетинге запросов и клиентов стало больше, так как бизнес мигрировал в онлайн-формат;
  • сменились УТП компаний. Если раньше ставку делали на удобное расположение, то сейчас главными стали бесконтактная и онлайн-доставка, примерка на дому, возможность оформить возврат, находясь дома;
  • выросли бюджеты и переходы, так как рекламного контента стало в разы больше из-за удалённой работы всего и всех;
  • выросли ставки на аукционах практически во всех направлениях, что увеличило порог входа.

Как изменилась работа внутри агентства?

Биплан стабильно работает: сфера интернет-маркетинга позволяет успешно работать как в офисе, так и удалённо. Сейчас мы перешли на гибридный офис, совмещаем с удалёнкой. Наша продуктивность только увеличилась:

  • на удалёнке нет риска заразиться или заразить других, и при этом работа не останавливается;
  • встреч стало больше, но они перешли в онлайн-формат. Теперь договориться о созвоне стало намного быстрее и проще, что заметно экономит время;
  • частые созвоны дали большой импульс в развитии доверительных отношений с клиентами, что дало рост рекламных бюджетов, увеличение количества каналов;
  • многие из нашей команды благодаря пандемии поняли, как круто работать из дома, на даче или с берега моря, не теряя эффективности работы и тщательности надзора за проектами;
  • у нас стало больше времени на близких, хобби и саморазвитие;
  • мы по максимуму перешли на электронный документооборот и созвоны — это наш маленький вклад в экологию планеты
  • уменьшение расходов на рабочее место — тоже явный плюс

Плюсов в нашей работе, как видите, больше, хотя минусы тоже есть:

  • иногда не хватает живого общения, но мы стараемся компенсировать его онлайн-встречами и коллективными играми в мессенджерах;
  • если не рассчитать тайминг, работа может занять 24 часа в сутки, важно уметь вовремя выключаться, чтобы не наступало выгорание;
  • стало сложнее понимать настроение в коллективе и контролировать дедлайны.

Вывод: в контексте полёт нормальный!

Биплан стал более гибкими, мы смогли подстроиться под новую трудно прогнозируемую ситуацию.

Именно такая стратегия сейчас максимально эффективна.